Достоверные результаты в система научно технического творчества

Прогнозирование социальных процессов с использованием методов научно-технического творчества - автореферат и диссертация по социологии. Скачать бесплатно полный текст автореферата диссертации на тему Социология управления. КУЛАГИН Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор ПАПРУШЕВ; кандидат философских наук, доцент ДРОЗДОВ Ведущая организация — Российский Социальный Университет Защита состоится " 1995 г. Фатькина ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ Актуальность достоверные результаты в система научно технического творчества исследования Прогнозирование, основанное на знании объективных тенденций общественного развития, является элементом управления. Последнее время прогресс в этой области связан с тем, достоверные результаты в система научно технического творчества на вопросы прогнозирования стали смотреть шире: если раньше для производства прогноза рассматривался один предмет, то теперь речь идет о системе, сложных процессах и явлениях. Жизнь выдвинула на достоверные результаты в система научно технического творчества план актуальность широкомасштабных прогнозов,направленных на управление социальными процессами и учитывающих весь спектр прогнозного фона. Изменение характера и направленности прогнозов вызвало и обновление методов, в которых стала применяться математика со всеми ее достижениями. В свою очередь, изменение методов сделало их применимыми для решения сложных задач прогнозирования социальных процессов. Однако, новые методы, успешно применяемые для единичных предметов, процессов и явлений, при переносе их на более сложные объекты стали давать сбои. Сущность их заключается в наметившемся противоречии между сложностью объекта прогнозирования и заформализован-ностью методов. Теперь уже методы прогнозирования, особенно в том случае, когда объектом является сложный социальный процесс, стали требовать учета творческого элемента, присущего самой природе прогнозирования. Некоторым аспектам методологии прогнозирования с учетом такого творческого элемента посредством применения методов научно-технического творчества посвящена диссертационная работа. Проблема диссертационного исследования Методология как логика научного поиска должна обеспечивать стратегию приемов научного исследования при построении прогнозов, сочетая в себе творческие возможности человека, 1 испытывающего на себе все воздействия социальной среды, и формальные методы прогнозирования. В наше время люди и машины объединены в сложные системы. Сложность человеко-машинных систем обусловлена, во-первых, ростом разнообразия и областей применения машин, а, во-вторых, множеством взаимосвязей между людьми и машинами. В связи с этим понятие "человеко-машинная система" вырастает в более глобальное понятие - "социально-техническая система". Управление социально-техническими системами и процессами, происходящими в них, требует нового подхода и к проблеме прогнозирования. Трудно переоценить роль прогнозирования в общественном развитии так же, как и трудно оценить пагубные последствия ошибок прогнозирования, приводящих в конце концов к ошибочным управляющим воздействиям. Социальный вред таких ошибок наглядно демонстрирует история. С другой стороны, человеку - члену творческого коллектива, решающего задачи прогнозирования, присуще не только умение применять некие математические формулы и алгоритмы, но и способность творчески оценить проблему, искать нестандартные подходы к ее решению, направить весь свой интеллект и научную интуицию на более широкое осмысление вопроса в свете стоящих конечных задач. Проблема развития методологии прогнозирования, учитывающей творческие возможности человека и многогранность решаемой задачи, и является проблемой диссертационного исследования. Степень изученности проблемы Анализ показал, что диссертационные работы и литература, посвященные достоверные результаты в система научно технического творчества, рассматривают формальные методы прогнозирования в их конкретном применении к явлениям и процессам. Методология прогнозирования, классификация методов направлены именно на такой подход к проблеме. Творческий элемент находит свое отражение лишь в экспертных 2 оценках. Крайне редко при построении прогнозов используется морфологический анализ. В то же время, в литературе методы научно-технического творчества рассматриваются под углом зрения изобретательской работы и активизации творчества изобретателей и рационализаторов. При этом результаты применения методов научно-технического творчества позволяют предположить их большой потенциал, который может быть использован и в интересах прогнозирования социальных процессов. Наряду с учеными, занимающимеся проблемами прогностики, такими как: Прогнозам социальных проблем посвящены работы В настоящее время становится все заметнее роль прогнозирования при управлении социальными процессами, а наряду с этим растут требования к эффективности прогнозов как комплексному показателю качества решения задачи прогнозирования. Социология, как никакая другая сфера, нуждается в эффективных, достоверные результаты в система научно технического творчества прогнозах, ибо последствия возможных ошибок слишком чувствительны для людей. Объект исследования Объектом исследования диссертации является методология познания сложных социальных явлений, а внутри нее -прогнозирование сложных социальных процессов. Разрешаемое в диссертационной работе противоречие, таким образом, заключается в повышающихся требованиях к прогнозам, к их эффективности в решении задач управления, с одной стороны, и недостаточным методологическим обеспечением прогнозирования, с другой. Предмет исследования Предметом исследования являются методы прогнозирования социальных процессов. Цель и задачи исследования Целью исследования является развитие методологии прогнозирования социальных процессов. В диссертации решаются следующие задачи: обосновывается необходимость повышения эффективности прогнозирования социальных процессов, вводится и определяется само понятие эффективности, исследуются методы прогнозирования и научно-технического творчества, определяется возможность применения методов научно-технического творчества при построении прогнозов. Границы исследования охватывают метоДы социально-технического прогнозирования, методы научно-технического творчества, а также некоторые аспекты методологии применения методов научно-технического творчества при решении задач прогнозирования как элемента массовых процессов, изучаемых социологией управления. Таким образом, выдвигается научная гипотеза повышения эффективности прогнозирования социальных процессов путем применения методов научно-технического творчества. В рамках сформулированной задачи в диссертационной работе выбрана следующая структура исследования. Проведен анализ известных работ по следующим трем основаниям: 1 философский, социологический и методологический аспекты прогнозирования, 2 социально-техническое прогнозирование принципы, этапы, методы3 методы научно-технического творчества. По результатам анализа поставлен эксперимент с целью выявления закономерностей применения методов научно-технического творчества при прогнозировании. Эксперимент показал принципиальную возможность такого применения и его целесообразность. Выявленные закономерности исследованы на примерах социальных систем, процессов и явлений и объектов научно-технического творчества. В процессе исследования широко применялись различные ЭВМ с соответствующим программным обеспечением. При апробации результатов исследования разрабатывалось специальное програм-4 мное обеспечение, позволяющее автоматизировать обработку, хранение и получение результатов. Разработаны также диалоговые программы для ЭВМ, облегчающие общение человека с машиной в процессе исследования. Все технологии получения и обработки информации в ходе исследований поданы как рационализаторские предложения, на которые получены Свидетельства NN 26-38, 116-129 за 1994 год и NN 378-385 за 1995 год войсковой части 57237. Проверка достоверности результатов исследования проводилась в процессе создания социально-технической системы, предназначенной для управления группой активных подвижных объектов. В создании этой системы участвовали большие коллективы людей и множество технических средств. Участники связаны разнообразными отношениями экономического, политического, социального характера, поэтому разрабатываемая система является социально-технической. На всех этапах жизненного цикла системы результаты исследования использовались и проверялись. Итогом этой работы явилось развитие методологии применения методов научно-технического творчества при прогнозировании. Большую часть "полученных результатов удалось проверить, а также обобщить некоторые данные, выявившиеся при этих проверках. Источником информации для такой апробации явились результаты прогнозов, построенных с применением методов научно-технического творчества и данные об их эффективности. Благодаря тому, что при создании системы также строились прогнозы с помощью принятых алгоритмов, удалось сравнить их результаты с результатами прогнозов, разработанных с применением предлагаемой методологии и выявить ее достоинства, оценив их не только качественно, но и количественно. Часть этих данных приведены в отчетах по научно-испытательной работе войсковых частей 57237 и 32103 за 1993 и 1994 годы. Положения, выносимые на защиту - Прогнозирование социальных процессов содержит противоречие между высокими требованиями к эффективности прогнозирования и недостаточным методологическим аппаратом. При- 5 чиной этого противоречия является недостаточный учет при производстве прогнозов творческих возможностей специалистов и общности процессов творчества и прогнозирования. Данное противоречие может быть разрешено путем применения методов научно-технического творчества при прогнозировании. Методология прогнозирования с использованием методов научно-технического творчества может быть рекомендована как элемент управления социальными процессами. Теоретико-методологическая основа исследования Теоретико-методологической основой диссертации послужили работы авторов по вопросам прогнозирования JI. При применении системного подхода использованы положения из трудов по вопросам системного анализа и программно-целевого управления Научная новизна исследования Научную новизну диссертационного исследования составили: 1. Системный анализ процесса прогнозирования с достоверные результаты в система научно технического творчества зрения эффективного использования творческих возможностей человека. Анализ методов научно-технического творчества на возможность их применения в интересах решения задач прогнозирования социальных процессов. Развитие методологии прогнозирования социальных процессов с использованием методов научно-технического творчества. Исследование принципов и выработка рекомендаций по практическому применению методологии прогнозирования с использованием методов научно-технического творчества. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в развитии методологии прогнозирования социальных процессов с использованием методов научно-технического творчества, которая позволяет эффективно решать задачи прогнозирования в интересах управления социальными процессами и явлениями. Практическая значимость результатов заключается в выработке принципов и рекомендаций по применению методологии прогнозирования для широкого спектра социальных процессов. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Диссертация состоит из введения, трех глав, 14 параграфов, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, раскрывается степень ее изученности, определяется цель, задачи и границы исследования, подчеркивается научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Первая глава, исходя из поставленной научной задачи посвящена рассмотрению социально-технического прогнозирования как объекта исследования Определена сущность прогнозирования и его этапы. Попытки предвидения событий сопутствовали цивилизации на достоверные результаты в система научно технического творчества пути ее развития. Конкретные научные методы прогнозирования начали складываться в начале XX столетия. Однако в этот период прогнозы носили лишь описательный, умозрительный характер. В середине века появляются экономические прогнозы. В послереволюционной России строятся планы и прогнозы экономического развития 7 например, ГОЭЛРОВ 60-70е годы появляются прогнозы в области научно-исследовательских работ. Развивается теория прогнозирования, частные методы прогнозирования. Они активно применяются для планирования развития науки, техники и управления. Частные методы интегрируются в комплексные. В 80-90е годы в связи с развитием философской базы наукисистемного подхода, программно-целевого управления, а также в связи с бурным развитием вычислительной техники открываются широкие возможности применения методов прогнозирования. Систематизируются базовые понятия прогностики, обобщаются и анализируются результаты прогнозирования. Большую роль в развитии системного подхода к проблемам больших систем сыграли труды ученых: Афанасьева В 1978 году издательство "Наука" выпускает Сборник рекомендуемых АН СССР терминов по прогностике Прогностика. Таким достоверные результаты в система научно технического творчества, сущность предвидения будущего, оформившегося как прогнозирование, заключается в разрешении противоречия между необходимостью принятия человеком решения для совершения каких-либо действий, отражающих его активное существование, достоверные результаты в система научно технического творчества невозможностью точно знать достоверные результаты в система научно технического творчества этих действий. Вся история развития человечества ставила проблемы предвидения в социальной, научно-технической, политической, экономической и других достоверные результаты в система научно технического творчества. Разрешение данного противоречия идет по пути создания методологического аппарата, чему и посвящена диссертационная работа. В работе рассмотрен историко-философский аспект протезирования от предсказаний древний оракулов до современных крупных прогнозных проектов. Существенно то, что с определенного времени объектом прогнозирования, в основном, стало общество с его сложной структурой иерархией общественных связей. При этом сознание не только отражает деятельность индивида, но и должно предвидеть всевозможные результаты связи индивида с другими. Сложные формы общественных связей 8 и отношений индуцируют и сложные адекватные связи образов в сознании. При таком условии отраженные социальные связи могут обеспечивать выживание человека уже как социальной сущности. Потенциальное отражение представляет собой своего рода информацию, являющуюся основанием и содержанием предвидения. Развитие философской мысли и естественных наук сделало возможным к XX веку создание методологического аппарата для разрешения противоречий в сложных социальных процессах, и, в частности, в сфере социально-технического прогнозирования. В работе рассмотрены основные понятия и принципы прогнозирования. Отечественные и зарубежные ученые много внимания уделяют систематизации понятий и этапов прогнозирования, а также развитию методов построения прогнозов. Так, в книге Саркисяна СЛ. Отмечено, что управление социально-техническим развитием базируется на процессе принятия решений. Прогнозирование при этом является формой выработки решений. Эта концепция является предпочтительной при управлении социальным развитием. Базовым принципом решения задач прогнозирования является системный подход. Системный подход представляет собой методологию анализа объектов в природе и обществе как систем, т. Важным принципом является динамический подход к прогнозированию, обуславливающий непрерывность изучения процессов и явлений на базе системного подхода. В работе определены и другие принципы прогнозирования: учет специфики объекта и прогнозного фона, сопоставление ряда альтернативных решений, применение математических методов и ЭВМ. Кроме того, приводятся определения базовых понятий прогнозирования в соответствии с принятыми сегодня взглядами на данную область знания. Дополнительно вводится понятие "эффективность прогнозирования" как комплексный критерий оценки качества прогнозов. Опираясь на базовые понятия прогностики, подробно проанализированы сущность и содержание этапов решения задачи прогнозирования. В начале производится анализ и классификация объектов прогнозирования. Проблема анализа объекта прогнозирования является отражением в прогностике более общей проблемы анализа объекта исследования вообще. Целью анализа объекта прогнозирования является разработка прогностической модели объекта, позволяющей посредством экспериментов с ней получать прогнозную информацию об объекте. Анализ этот начинается уже на стадии предпрогнозных исследований, когда определяются цели и задачи прогнозирования, объект, его границы, подготавливается задание на прогноз. Производится системный анализ объекта. Основными методологическими принципами при построении процедура анализа являются: — принцип системного анализа, — принцип природной специфичности, — принцип оптимизации описания объекта. Эти принципы в работе подвергнуты исследованию. Подробно рассмотрен вопрос классификации объекта прогнозирования. Классификация может производиться по природе объекта, его масштабности, признаку сложности, степени детерминированности описания объекта, характеру развития во времени, степени информационной обеспеченности. После классификации объект прогнозирования подлежит моделированию. Средства моделирования, а также требования, предъявляемые к прогностической модели, рассмотрены в диссертации. Полное описание объекта прогнозирования по результатам его анализа и классификации открывает возможность выбрать метод прогнозирования среди широкого спектра существующих ныне методов. Анализ объекта подготавливает этот выбор, ю Подробному анализу в диссертации подвергнуты методы прогнозирования. В настоящее время наряду со значительным достоверные результаты в система научно технического творчества опубликованных методов прогнозирования известны многочисленные способы их классификации, которые также исследованы в первой главе. В диссертации приведена подробная классификация методов прогнозирования: определены 4 уровня классификации и 34 основных метода. Подвергнуты анализу принципы их применения, достоинства и недостатки. В диссертации рассмотрено соответствие классов объектов используемым для их прогнозирования классам методов. С целью анализа методов прогнозирования исследована практика их применения, выявлены достоинства, недостатки, эффективность применения и другие характеристики. Методы прогнозирования имели бы сугубо теоретическую ценность, если их практическое применение не давало бы результатов, благотворно влияющих на развитие науки, техники, общества. Сегодня прогностика достаточно богата статистикой применения методов прогнозирования, что и позволяет обобщать, анализировать результаты, выявлять ошибки и достоверные результаты в система научно технического творчества пути их устранения. Рассмотрение примеров прогнозирования в диссертации также имеет целью детализацию и определение понятий, связанных с качеством прогнозов и эффективностью прогнозирования. В диссертации проанализированы практические примеры прогнозов, приведенные в книге под редакцией Громова В работе приведены исследованы следующие примеры прогнозирования: 1 Прогнозирование результатов научных исследований и поисковых разработок методом дескрипторов описательных терминов. Данный прогноз вошел составной частью в "Программу применения техники HACA" США. В данном проекте впервые п подробно описана методология учета прогнозного фона во всем его многообразии. Выработаны постулаты слежения за сдвигами в социальном и научно-техническом развитии с достоверные результаты в система научно технического творчества построения прогнозов. Обобщений результатов практики прогнозирования имеет, с одной стороны, философское и социальное значение, а, с другой стороны, установлено, что прогнозирование сформировалось как самостоятельное научное направление, обладающее своими методами и достаточно обширной областью применения. На основании рассмотрения методики прогнозирования и практики ее использования в диссертационной работе выявлены пути повышения эффективности прогнозирования. Вопросами анализа и повышения качества прогнозов занимались такие специалисты, как: Достоверные результаты в система научно технического творчества Однако, общего мнения по вопросу определения эффективности прогнозирования в литературе нет. Можно считать, что подавляющее большинство примеров прогнозирования объединены следующими свойствами: во-первых, среди множества методов наиболее частое применение находят чисто математические. Во-вторых, при построении частных прогнозов специалисты зачастую задаются глобальными вопросами, и, в-третьих, при построении глобальных прогнозов, кроме основного результата, получается множество побочных. В-четвертых, все прогнозы в явном или скрытом виде учитывают влияние внешней среды. В-пятых, подавляющее большинство прогнозов претендуют на непрерывность. Кроме того, все специалисты, решая задачи прогнозирования пытаются оценивать качество прогнозов. Несмотря на то, что рассмотрение понятия эффективности прогнозирования не является целью достоверные результаты в система научно технического творчества работы, некоторые аспекты этого комплексного понятия исследованы, поскольку поставленная научная задача имеет конечной целью повышение эффективности прогнозирования. Решение социальных проблем не может ограничиваться социологическим анализом. Сложные социальные процессы про-12 тиворечивы и управление разрешением противоречий требует предвидения последствий принимаемых решений. Основной вывод первой главы заключается в том, что богатство выбора методов прогнозирования не отвечает комплексу задач, стоящих перед прогнозами. Широкое применение формализованных методов и алгоритмов и отсутствие методологии учета "творческой составляющей" приводит к появлению ошибок и отрицательно влияет на обобщенный показатель качества -эффективность прогнозирования. Для устранения этих недостатков предлагается рассмотреть методы научно-технического творчества для развития методологии их применения при прогнозировании социальных процессов. Анализу методов научно-технического творчества посвящена вторая глава При решении новых сложных задач недостаточно одного логического мышления. Особенно это относится к классу задач, связанных с отысканием нового знания. Такими задачами являются вопросы прогнозирования. Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в его сознании. Вопросы научно-технического творчества и творчества человека вообще давно находятся под пристальным вниманием ученых. Творческий характер человеческого мышления неразрывно связан с другим свойством достоверные результаты в система научно технического творчества опережающее отражение действительности. Этот факт и родство источников методов прогнозирования и творчества применительно к социальным процесса делает актуальной проблему создания общей методологии, направленной на использование достижений научно-технического творчества при решении прогностических задач. Подробное рассмотрение научно-технического творчества и предвидения будущего в диссертации выявило общность их источников и корней. Примечательно, что продукт научно-технического творчества всегда обладает социальной новизной. В работе выделены основные черты научно-технического творчества. Творческий процесс подразумевает наличие некоторой неопределенности, но это не значит, что этим процессом нельзя управлять. Способы управления творческим процессом отражены в методах. Для выявления возможности влияния научно-технического творчества на прогнозирование социальных процессов рассмотрены этапы творческого процесса их соотношение с этапами прогнозирования. Общность этапов и сходство их смыслового содержания выдвигает на первый план проблему углубления анализа методов научно-технического творчества на их применимость в интересах прогнозирования, выявление принципов достоверные результаты в система научно технического творчества применения и выработке методологии применения. Для решения этой проблемы, проанализированы основные методы научно-технического творчества. Выделены общие элементы методов: описание и характеристики метода, особенности применения, виды обеспечения применения, достоинства и недостатки, эффективность метода и рекомендации по достоверные результаты в система научно технического творчества применению. Так, метод аналогий и ассоциаций предназначен для активизации творческого мышления и для получения дополнительной информации об исследуемом объекте при поиске новых решений идей. Метод может быть рекомендован при анализе объекта прогнозирования. Наиболее эффективно применение приемов аналогий при решении задач прогнозирования развития общественных и личных потребностей и средств для их удовлетворения, нахождения аналога - подсказки при создании новых систем, а также прогнозирования новых объектов. Приемы ассоциаций предпочтительны для анализа объекта на этапе постановки задачи, для поиска новых решений, функций объекта на творческом этапе анализа. Метод фокальных объектов является эвристическим методом активизации творческого мышления. Он может быть успешно использован при решении задач прогнозирования, связанных с усовершенствованием объектов. Метод сочетает в себе психологическую активность субъекта творчества с поиском новых функций и свойств объекта творчества. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций относится к стратегии ненаправленного свободного поиска новых решений. Областью применения метода являются задачи прогнозирования совершенствования известных систем идей, выявление новых функций и свойств систем и процессов. Кроме того, метод является вспомогательным способом при анализе объекта прогнозирования. Метод "мозгового штурма" является достаточно сильным средством для решения широкого круга проблем, в том числе, прогностических. Самостоятельно метод может применяться для решения задач социально-технического прогнозирования. В качестве вспомогательного достоверные результаты в система научно технического творчества элемента метод может успешно применяться на всех этапах прогнозирования, особенно при возникновении "тупиковых" ситуаций, когда другими способами не удается получить удовлетворительные результаты. Особенностью метода является гарантированное получение большого числа идей. Метод синектики является профессиональным мозговым штурмом с активным использованием аналогий и ассоциаций и пригоден для самостоятельного решения прогностических задач, особенно нестандартных проблем. Метод ориентирован на гарантированное получение нового оригинального решения задачи в приемлемые сроки. Метод морфологического анализа имеет глубокие историко-философские корни. Он основан на использовании стратегии направленного систематического поиска на множестве потенциально возможных решений. Метод пригоден как вспомогательный при раелизации отдельных этапов прогнозирования, так и для самостоятельного решения прогностических достоверные результаты в система научно технического творчества широкого спектра. Он обеспечивает получение большого числа возможных решений по любой изучаемой проблеме. Практика применения метода показывает, что с его помощью можно получать множество нестандартных решений. Наиболее широко метод применяется для синтеза объекта прогнозирования. Только в рамках морфологического метода возникает задача содержательной интерпритадии соответствующих формальных прогнозов. Метод функционального конструирования является направленным поиском способов реализации основной целевой функции, подфункций объекта творчества. Он применим для прогнозирования развития отдельных социальных процессов, функций. Метод позволяет получить достаточное число оригинальных решений. Алгоритм решения изобретательских задач является комбинированным эвристическим и логико-аналитическим методом интенсивного поиска новых достоверные результаты в система научно технического творчества и решений с применением элементов системного анализа. Метод может быть рекомендован для решения задач прогнозирования структуры и состояния социально-технических систем их элементов. Он обладает хорошими потенциальными возможностями по успешному решению четко сформулированных задач за приемлемое время. Обобщенный эвристический метод является комбинированным комплексным методом активизации и управления творческим процессом. Он базируется на системном подходе к исследованию систем. Метод применим при достаточно подробном описании объекта прогнозирования и гарантирует получение рационального решения. Комбинированный метод является эвристическим методом активизации творческого мышления и ориентирован на объект творчества. Он применим для прогнозирования конкретных систем и обеспечивает получение большого числа решений в любой области. Метод функционально-стоимостного анализа обеспечивает необходимые потребительские свойства объекта и координирует затраты на единицу полезного эффекта. В условиях ограничен-16 ного финансирования метод применим дополнительно к другим методам творчества и прогнозирования. Рассмотрение и анализ основных методов научно-технического творчества позволили определить их общие свойства, существенные для применения в интересах прогнозирования: 1 системный подход к решению проблемы, 2 возможность как самостоятельного применения методов творчества для построения прогнозов, так и совместно с методами прогнозирования на различных этапах, 3 возможность сочетания методов научно-технического творчества друг с другом, 4 гарантированное получение результатов за ограниченное время при использовании большинства методов, 5 развитие творческих способностей специалистов - прогнозистов, использующих методы научно-технического творчества воображение, интуиция, сообразительность, память, наблюдательность, нешаблонное мышление и др. Таким образом, анализ методов научно-технического творчества, проведенный во второй главе, показывает, что они применимы при прогнозировании социальных процессов. Этапы прогнозирования и применения методов творчества аналогичны, сходны их виды обеспечения. Часть методов могут применяться на достоверные результаты в система научно технического творчества этапах прогнозирования для решения локальных задач, а некоторые методы могут самостоятельно применяться для построения прогнозов. Важным результатом философского плана прогнозирования с использованием методов научно-технического творчества является то, что такое применение позволяет разумно сочетать творческое и механистическое начало при решении разнообразных прогностических задач. Регулировать это сочетание возмож- но правильным методологическим подходом к применению методов творчества при прогнозировании. Поскольку эффективность принята в качестве обобщенного критерия качества прогнозирования, установлено, что применение методологии прогнозирования с использованием методов научно-технического творчества ведет к увеличению эффективности. Развитию методологии прогнозирования посвящена третья глава Базовыми принципами прогнозирования установлены: системный подход к проблеме, непрерывность, принцип обратной связи, активности. Дополнительными принципами являются: использование всего комплекса обеспечения, разумное сочетание методов творчества и прогнозирования с пошаговой оценкой полученных решений, атоматизация некоторых этапов решения поставленной задачи. Непосредственно методология прогнозирования с использованием методов научно-технического творчества включает четыре основные этапа: — подготовительный, — исполнительный, — оценочный, — обратной связи. На первом этапе производится подготовка к применению методов, заключающаяся в анализе исследуемого объекта с точки зрения определения роли и места в природе и обществе, взаимосвязи с другими объектами, определение его структуры. Производится классификация и моделирование объекта. Уже на этом этапе для анализа объекта прогнозирования в интересах выявления его свойств и связей с внешней средой прогнозным фоном применяются методы научно-технического творчества: гирлянд случайностей и ассоциаций, мозгового штурма и его разновидности, комбинированный метод и др. Обычно объект прогнозирования является сложной системой. В этом случае его анализ должен включать исследование составляющих, их взаимовлияния и структуры. Одновременно готовится коллектив специалистов, определяются их наклонности, способности, выявляются лидеры исполнители и т. Осуществляется подготовка всех видов обеспечения. Подготовительный этап заканчивается определением точек оценки эффективности процесса прогнозирования, структуры обратной связи, критериев оптимальности решений, которые предполагается получать. При этом используется функционально-стоимостной анализ. На исполнительном этапе осуществляется применение методов для получения множества решений, их регистрация и систематизация. На исполнительном этапе увеличение числа решений не является самоцелью. Обычно можно заранее предполагать объем числа решений при применении тех или иных методов, а искусственное расширение множества решений не приводит к появлению принципиально новых решений. На оценочном этапе проводится оценка результатов в соответствии с принятыми критериями оптимальности, Кроме того, производится оценка эффективности самого процесса прогнозирования, например, путем сравнения результатов, получаемыми различными группами методов. На следующем этапе корректируются критерии оценки решений, перечень применяемых методов. После этих изменений решение конечной задачи не должно изменять свой смысл и сущность. Если достоверные результаты в система научно технического творчества это все-таки происходит, то это значит, что при анализе объекта прогнозирования не были учтены факторы или свойства, оказывающие на него существенное влияние. Далее строится перечень управляющих воздействий для реализации прогноза. Одновременно оценивается адекватность прогноза реальному состоянию дел. Эту оценку можно считать окончательным значением эффективности прогнозирования. Применение при этом методов научно-технического творчества имеет целью не только получение множества результатов, но и развитие творческих способностей специалистов, благотворно влияющих достоверные результаты в система научно технического творчества сам процесс прогнозирования. Применение методологии дает следующие положительные результаты: 1. Возможность контроля за временными границами прогнозирования, расходом ресурсов. Гарантированное получение результата в ограниченное время. Максимальное использование творческих способностей специалистов и возможностей коллектива. Возможность получения оптимальных или близких к ним решений прогностической задачи в смысле принятых критериев. Наличие обратной связи, активность и непрерывность прогнозирования. Развитие творческих способностей специалистов, возможностей коллектива, позволяющие решать новые сложные задачи. Создание видов обеспечения, полезных при решении сходных и других проблем. Для иллюстрации возможностей методологии в рамках третьей главы диссертации исследованы примеры ее практического применения Первый пример рассмотрен из социально-экономической сферы решения задачи прогнозирования методом творчества -морфологическим анализом как самостоятельным методом, сочетающим в себе возможности прогнозирования и являющимся методом достоверные результаты в система научно технического творчества творчества. Целью проводимой работы было определение программы научных исследований. Изучалась область средств массовой коммуникации с точки зрения потребностей и достоверные результаты в система научно технического творчества с тем, чтобы найти: — новые потребности для известных продуктов, — новые продукты для известных потребностей, — новые потребности, удовлетворяемые новыми продуктами, — новые продукты для новых потребностей. В результате морфологического анализа было получено 432 решения, а после исключения неосуществимых комбинаций их осталось 252. Введение некоторых ограничений еще сократило число решений, а оставшиеся были подвергнуты анализу. В данном случае множество удовлетворительных решений было получено за ограниченное время и в соответствии с имеющимеся ресурсами. Ход прогнозирования при этом управлялся и регулировался. Решение задачи активно стимулировало творческие способности специалистов. Был найден способ при компьютеризации результатов обеспечить возможность непрерывного получения новых идей. В самом процессе прогнозирования отчетливо наблюдались этапы: подготовительный, исполнительный, оценочный и обратной связи. Большое внимание уделено оценке качества получаемых результатов и эффективности самого процесса прогнозирования. Однако, достоверные результаты в система научно технического творчества определение точек оценки эффективности и критериев оптимальности решений могло бы привести к сокращению временных и материальных затрат на решение конечной задачи. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что методология прогнозирования социального процесса с использованием методов научно-технического творчества в данном случае позволила реализовать большинство ее достоинств и получить положительные результаты. Другой пример иллюстрирует применение методологии в социально-техническом прогнозировании. Исследовался вопрос прогнозирования большой социально-технической системы. Жизненный цикл системы обеспечивался большими коллективами людей, связанными между собой деловыми, экономическими, политическими и др. Система предназначалась для управления группами активных подвижных объектов. Был поставлен эксперимент по достоверные результаты в система научно технического творчества методологии. В процессе создания системы достоверные результаты в система научно технического творчества строились прогнозы относительно ее существования, функционирования, влияния на внешнюю среду. Были подготовлены и обучены коллективы специалистов, созданы информационные фонды, подготовлены различные виды обеспечения применения методологии. Анализ объекта прогнозирования позволил построить прогнозную модель и выбрать перечень методов прогнозирования и научно-технического творчества, предпочтительных при решении данной проблемы. Были определены точки оценки эффективности и критерии оптимальности решений. Процесс прогнозирования проводился на всех этапах жизненного цикла системы, а оценочный этап был привязан к проведению всех видов испытаний: автономных, комплексных, межведомственных, зачетных и др. В третьей главе диссертации подробно описан ход прогнозирования, применяемые методы и работа специалистов. Получаемые на всех этапах результаты использовались на практике. Кроме того, для сравнения эффективности методологии прогнозирования с использованием методов достоверные результаты в система научно технического творчества творчества с обычными методами параллельно строились прогнозы существующими алгоритмами. Активно использовались методы научно-технического творчества: аналогий и ассоциаций, фокальных достоверные результаты в система научно технического творчества, мозгового штурма, морфологического анализа, функционально-стоимостного анализа и др. Благодаря построенным в соответствии с методологией прогнозам и оценке их эффективности представилось возможным предусмотреть поведение системы в различных условиях, понять какие и где сложности могут возникнуть при ее эксплуатации. Анализ прогнозов позволил коллективу специалистов намного глубже понять свойства и особенности системы, избежать многих ошибок при ее создании и применении. Существенно выросли творческие способности специалистов, участвовавших в достоверные результаты в система научно технического творчества. Ими было подано 19 заявок на предполагаемое изобретение и получено 16 положительных решений против 2 из 6, поданных за аналогичный предыдущий период. Также было подано и внедрено множество рационализаторских предложений. Установлено, что уровень эффективности прогнозирования на базе разработанной методологии в 3,9 раза выше, чем при прогнозировании достоверные результаты в система научно технического творчества алгоритмическими методами. Кроме непосредственного повышения эффективности прогнозирования путем применения методов научно-технического творчества, были достигнуты и другие результаты, имеющие существенное значение: 1. Прогнозирование в соответствии с разработанной методологией позволило выявить новые свойства системы, возможные нештатные и аварийные ситуации при ее работе, пути выхода из них их предотвращения. Коллектив специалистов, участвовавших в прогнозировании, владеющих методами научно-технического творчества, имеет высокий творческий потенциал и способен решать сложные, нестандартные задачи. Созданные при прогнозировании информационные фонды. Отмечено некоторое падение эффективности прогнозирования при увеличении сроков, на которые строится прогноз. Это явление можно считать закономерным, поскольку со временем влияние множества случайных факторов возрастает. Однако скорость падения эффективности прогнозирования во времени меньше, если при прогнозировании применялись методы научно-технического творчества. Таким образом, установлена не только возможность использования методов научно-технического творчества при прогнозировании социальных процессов, но исследована методология, позволяющая на практике повысить эффективность прогнозирования и получить ряд других положительных результатов. Нет оснований предполагать, что проблемы социального развития разрешаться как бы сами собой в обозримом будущем, мало того, они назревают, требуя все более эффективного подхода к их разрешению. Налицо множество социальных проблем, требующих повышенного научного внимания со стороны прогнозистов. Выделение круга перспективных социальных проблем требует, в первую очередь, разработки достоверные результаты в система научно технического творчества их разрешения. Одним из аспектов такой методологии является ее эффективность в решении задач прогнозирования социальных процессов. Методология, описанная в третьей главе диссертации, учитывает не только идеологию применения методов научно-технического творчества при решении задач прогнозирования, но и охватывает принципы и этапность решения проблемы. На примерах из различных областей социально-экономической, социально-технической показана применимость методологии на практике и достаточно высокая результативность ее использования. В диссертации указано какие методы научно-технического творчества целесообразно применять на различных этапах прогнозирования. Показано какие методы применяются самостоятельно для построения прогнозов, а какие являются вспомогательными или применимы в отдельных случаях для решения промежуточных проблем. Из данных, приведенных в диссертации видно, что часть методов научно-технического творчества, может быть самостоятельно применена для решения задач прогнозирования на всех этапах. К таким методам можно отнести морфологический анализ и мозговой штурм. Большинство методов применимы в качестве вспомогательных на протяжении всего периода решения задачи прогнозирования. Почти все методы могут использоваться для решения самых разнообразных промежуточных проблем. Такой метод, как достоверные результаты в система научно технического творчества анализ на всех этапах прогнозирования необходим для поддержания равновесия между желаемым и возможным. Прогнозирование, как социальное, экономическое, так и научно-техническое базируется на достоверные результаты в система научно технического творчества объективных закономерностей сложных социальных явлений и процессов. Информация о будущем, выраженная в предвидении, прогнозировании, планировании, составляет основу управления. В связи с изменением в последние годы методологического подхода к прогнозированию в этой области был достигнут определенный прогресс, который связан с расширением спектра математических средств, что, в свою очередь, стимулирует расширение круга явлений и 24 процессов, развитие которых может быть объектом научного предвидения. Задача прогнозирования таких объектов, как экономика, наука, техника, общество, - относится к области проблем больших систем управления. Для последних характерны совокупность управляющих подсистем разного уровня, иерархическая структура процесса управления, оценка складывающейся обстановки, выработка целей, прогнозирование и планирование, принятие решений, существование средств адаптации и саморегуляции, использование математических методов и современных вычислительных средств. Успешное решение подобных задач требует системного подхода, позволяющего существенно сузить сферу субъективных, волюнтаристских решений. Широкие возможности математических методов достоверные результаты в система научно технического творчества такое важное свойство человека и специалиста, как наличие у него творческого потенциала. В то же время, общество становится все более социально-технической системой, а проникновение техники в жизнь людей стало социальным процессом. Такое качественно новое состояние общества обуславливает и новые его свойства, одним из которых является значительный рост необходимости и важности прогнозов в интересах управления социальными процессами. Управление социальными процессами включает в себя прогнозирование как неотъемлемый элемент. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как бурные общественные процессы порождают массу прогнозов и предсказаний самого различного толка. В большинстве случаев ценность их невелика. При этом и большие прогнозные проекты зачастую оказываются неэффективными. Налицо противоречие между меняющимеся социальными явлениями и процессами, с одной стороны, и отстающими подходами и методами прогнозирования, с другой. Это противоречие сегодня в действии. Оно порождает множество проблем и является источником массы достоверные результаты в система научно технического творчества с различными последствиями. Противоречие между необходимостью получения достоверной информации о будущем в интересах выработки управляющих воздействий и недостаточной результативностью существующих методов разрешается путем развития этих методов недостаточно эффективно. Об этом свидетельствуют ошибки в прогнозах и управляющих воздействиях, построенных на их базе. Богатство выбора методов прогнозирования не отвечает комплексу задач по управлению социальными процессами. Уклон в сторону математических алгоритмов прогнозирования привел к тому, что не учитывается "творческая составляющая" социальных процессов. Коллективы специалистов, строящих прогнозы, активно применяют широкий спектр методов прогнозирования, но не используют массы творческих возможностей, совершая тем самым невольные ошибки в своей деятельности. С недавних пор в научно-техническом творчестве, особенно в изобретательской и рационализаторской деятельности, применяются методы решения ряда проблем и активизации творческого мышления. Они исследованы, систематизированы и объединены под общим названием: методы научно-технического творчества. Необходимо подчеркнуть, что научной новизной диссертационного исследования является анализ этих методов на применимость при решении задач прогнозирования. Выявлена возможность такого применения. Установлена общность прогнозирования социальных процессов и творчества. На базе всего этого получила развитие методология прогнозирования с использованием методов научно-технического творчества. Определены и на практических примерах проиллюстрированы достоинства методологии, К главному достоинству следует отнести повышение эффективности достоверные результаты в система научно технического творчества. Так, при прогнозировании развития социально-технической системы число прогнозов, полностью оправдавшихся впоследствии, составило 20% от числа построенных за жизненный цикл системы прогнозов обычными алгоритмами. При использовании разработанной методологии эта цифра составила 78%. Достоверность полученных результатов подтверждается практикой применения методов научно-технического творчества при прогнозировании, выявляющей не только улучшение комплексного качественного показателя, но и ряд дополнительных 26 достоинств, к основным из которых можно отнести: выявление новых свойств объекта, расширение области его применения, активизация творческих возможностей специалистов и др. Само по себе творчество не является инструментом для решения научных проблем, а представляет собой акт познания, достоверные результаты в система научно технического творчества характеризуется оригинальностью, неповторимостью способов получения принципиально нового знания и повторимо-стью результатов. Вместе с тем, доказано, что творчество - это управляемый процесс и методы научно-технического творчества достаточно развиты для своего практического применения. Использование этих методов при решении задач прогнозирования социальных процессов не в противовес к тенденции алгоритмизации прогнозирования, а в дополнение к ним, позволило получить новые результаты повышения эффективности. Это особенно существенно, поскольку система научно обоснованных прогнозов служит фундаментом социально-экономического и научно-технического развития. Эффективность прогнозирования непосредственно зависит от теоретической и методологической разработок. Необходимость методологии в практике прогнозирования обусловила появление и развитие науки -прогностики. Эффективное прогнозирование позволяет устранить одно из социальных противоречий, возникающее в связи с развитием и управлением социальными процессами. Процесс управления подразумевает и требует научного предвидения как одного из аспектов познания. Таким образом, развитие методологии прогнозирования является шагом вперед на пути решения этих проблем, что подтверждает гипотезу диссертационного исследования. Заключение диссертации Заключение достоверные результаты в система научно технического творчества итогам исследования. Излагаются достоинства, основные принципы и рекомендации при применении методологии прогнозирования социальных процессов с использованием методов научно-технического творчества. АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Основные идеи диссертации были апробированы автором при создании социально-технических систем на различных этапах их жизненного цикла. Такая апробация проводилась в период с 1990 по 1995 годы и ее результаты отражены в отчетах по научно-испытательной работе войсковых частей 57237 и 32103 за эти годы. По теме диссертации автором были сделаны доклады и опубликованы тезисы докладов на научно-технических конференциях войсковой части 32103: — Оперативное управление и прогнозирование активных подвижных объектов на базе модели типа "искусственный интеллект". В отчетах по научно-испытательной работе войсковой части 57237 за 1993 год и 32103 за 1994 год автором опубликованы материалы на темы: — Прогнозирование с применением методов научно-технического творчества. История, Философия, Филология, Искусствоведение, Социология, Политология, Культурология в научной библиотеке диссертаций.Гриф УМО Допущено УМО в области информационной безопасности в качестве учебного пособия по специальности «Информационная безопасность автоматизированных систем» Аннотация В книге рассмотрены две группы вопросов. Первая группа связана с изучением теоретических основ научных исследований и применением их при организации НИРС в вузе. Здесь рассмотрены методологические основы научного познания и творчества, а также роль науки в современном обществе, различные методы научных исследований. Особое внимание уделено вопросам подготовки и оформления научных и учебных материалов. Эта часть книги подготовлена в полном соответствии с программой учебной дисциплины «Основы научных исследований» и допущена УМО в области информационной безопасности к использованию в качестве учебного пособия по специальности «Информационная безопасность автоматизированных систем». Вторая группа предназначена в первую очередь для аспирантов адъюнктов и содержит вопросы, связанные с организацией и методами проведения диссертационных исследований. Во второй части особое внимание обращено на вопросы обоснования научной новизны, научной и практической значимости, структуры и содержания основных разделов диссертации, а также порядок подготовки и защиты диссертации. В книге учтены последние изменения нормативной базы этого направления. Для студентов, аспирантов и соискателей ученых степеней, будет полезна специалистам, занятым в системе подготовки и аттестации научных кадров. Оглавление Список сокращений Введение ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Глава 1. Наука и ее роль в современном обществе 1. Этапы развития науки 1. Определения термина «наука» 1. Общая система наук 1. Структура науки Вопросы для самоконтроля Глава 2. Сущность знания и познания 2. Абсолютное и относительное знание 2. Познание и его виды Вопросы для самоконтроля Глава 3. Процесс научного исследования 3. Идея, теория, принцип, гипотеза, закон 3. Парадоксы, софизмы, паралогизмы 3. Паралогизмы и софизмы 3. Парадоксы в математике 3. Парадоксы в физике Вопросы для самоконтроля Глава 4. Основные методы исследований 4. Уровни научных исследований 4. Элементы системного анализа Вопросы для самоконтроля Глава 5. Цели и задачи теоретического исследования 5. Элементы теории и методологии научно-технического творчества 5. Методы творческого мышления 5. Математические методы в исследованиях Вопросы для самоконтроля Достоверные результаты в система научно технического творчества 6. Классификация, типы и задачи эксперимента 6. Методика проведения эксперимента 6. Обработка результатов эксперимента Вопросы для самоконтроля Глава 7. Классификация научных исследований 7. Научная проблема и тема исследования 7. Этапы научных исследований Вопросы для достоверные результаты в система научно технического творчества Глава 8. Обработка научной информации 8. Роль библиотек в научном исследовании 8. Межбиблиотечный абонемент МБА 8. Системы классификации информации в библиотеках 8. Поиск научной литературы 8. Порядок работы с литературой Вопросы для самоконтроля Глава 9. Оформление результатов научной работы 9. Композиция научной работы 9. Отчет о результатах НИР, дипломная работа 9. Приемы изложения научных материалов 9. Язык и стиль научной работы Вопросы для самоконтроля Приложения к части 1 Приложение 1. Классификация парадоксов Приложение 1. Краткий перечень афоризмов о науке Приложение 1. Краткий перечень афоризмов об образовании Приложение 1. Примеры софизмов в математике Приложение 1. Примеры софизмов в физике Литература к части 1 ЧАСТЬ 2. ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Глава 10. Особенности диссертационных исследований 10. Наука как социальный институт 10. Черты научного исследования 10. Наука и диссертационные исследования 10. Выбор учебного заведения, области исследований, научного руководителя 10. Особенности обучения в аспирантуре адъюнктуре Глава 11. Начальный этап работы 11. Методические формы диссертаций 11. Постановка задачи исследований 11. Выбор темы диссертации 11. Выбор наименования диссертации 11. Характеристика кандидатской диссертации 11. Характеристика докторской диссертационной работы 11. Библиографический поиск литературных источников 11. Работа с научной литературой Глава 12. Основные требования к диссертациям. Актуальность и проблема диссертации 12. Научная новизна диссертационного исследования 12. Полезность результатов диссертации 12. Достоверность результатов исследований Глава 13. Основные этапы диссертационных исследований 13. Общие требования к диссертационной работе 13. Возможная структура кандидатской диссертации и содержание ее разделов 13. Построение теоретических положений диссертации 13. Формулирование научных выводов 13. Подготовка и проведение предварительной экспертизы диссертационной работы 13. Пример выполнения в автореферате общей характеристики работы 13. Доклад результатов диссертационной работы 13. Публикация основных результатов исследований Приложения к части 2 Приложение 2. Рекомендуемые выражения для постановки задач и формулировки результатов диссертационного исследования Приложение 2. Выписка из протокола заседания, посвященного предварительной экспертизе диссертационной работы в организации, где выполнялась диссертация Заключение по диссертационной работе Приложение 2. Положение о присуждении ученых степеней выписка Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г.

Официальный сайт электронной библиотеки
ds207.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека