Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся

Дополню о Пирогове Николае Ивановиче. Своё педагогическое кредо выразил в статье "Вопросы жизни" 1856. Взяв за основу идеи Ж-Ж Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальным кругозором. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Пирогов выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основные дидактические принципы: осмысленность обучения, активность и наглядность. Михаил Николаевич Скаткин 1900-1991советский педагог, член-корреспондент АПН РСФСР 1950 и АПН СССР 1968доктор педагогических наук 1970профессор 1970. Основные труды педагога относятся к области методологических проблем педагогики, дидактики, содержания и методов политехнического образования. Его исследования по фундаментальным проблемам дидактики теории политехнического образования, принципов и методов обучениялегли в основу работ в области образования, проводимых в СССР, России и других странах. Скаткин одним из первых начал разработку теории конструирования учебных программ. Значительна его в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60—80-е гг. Скаткин отличался мастерством назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся состояния дидактики и отдельных её проблем, придавая их совокупности концептуальную целостность. Михаил Николаевич - автор ряда новых принципов дидактики, в т. Скаткина, а также его коллег - Шахмаева связано становление и развитие научной школы «Дидактика общего образования». В результате сотрудничества с Лернером разработал теорию содержания образования и классификацию методов обучения. В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративный информационно-рецептивный ; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый эвристический ; исследовательский. Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие рецепцию и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. При рецепции используются все источники информации слово, наглядность и т. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение репродукция знаний; необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. Главное преимущество данного метода — экономность. Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Сущность частично-поискового эвристического метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, делают выводы и т. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что: учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются, учащиеся самостоятельно добывают их в процессе исследования проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов средства для достижения результата также определяют учащиеся ; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной. Недостатки данного метода — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Данная классификация получила поддержку и распространение. Скаткина в выявлении путей совершенствования процесса обучения. Его работы отличаются мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных её проблем, что придаёт их совокупности концептуальную целостность. Он является автором программ по природоведению в начальной школе, автором учебника по природоведению для начальной школы 1946- 86 и методического руководств к нему, создал серию наглядных пособий по природоведению. Много внимания уделял внеклассной работе по природоведению. Павлова о высшей нервной деятельности, Теоретик историк образования и воспитания, пожалуй, крупнейшая фигура педагогической науки конца XIX — начала XX века, Петр Федорович Каптерев 1849—1922 был продолжателем традиций антропологического обоснования образования и воспитания. Педагогическая и научная деятельность Каптерева около 40 монографий и более 500 статей. Он обогатил отечественную педагогику фундаментальными работами по теории обучения, педагогической технологии, истории образования и педагогической мысли. Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики он считал антропологию прежде назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся физиологию и психологиюисходя из этого обосновал необходимость вариативности общеобразовательной школы, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса, а также целесообразность деления школ на классы на основе положения о существовании различных «типов ума» продуктивный, непродуктивный, смешанный и, соответственно, жизненных призваний юношества. Выделил признаки хорошего урока и правильного метода обучения, обращая особое внимание на эвристическую методику преподавания. Сердцевиной педагогического процесса Каптерев считал формирование личности свободного гражданина. Его теория образования, как она представлена им в "Дидактических очерках" второго издания 1915заложила тот фундамент прикладной науки, которую по праву можно назвать психологической дидактикой. Сама организация обучения должна строиться таким образом, чтобы содержание уроков можно было приспособить к психическим типам детей, а начиная с определенного класса учебные предметы делились бы по склонностям учащихся, причем дифференцированное общее образование осуществлялось бы в школах разных типов. Для ликвидации второгодничества как "педагогического абсурда" Каптерев предлагал использовать предметные классы по изучению детьми дисциплин до уровня, достигаемого ими в меру своих способностей Анализируя статус школы, Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Необходимыми условиями такой свободы он считал школьное самоуправление, независимость учителей, т. С этих позиций педагог разработал ключевые вопросы теории педагогического процесса, выявил его роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. По назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся ученого, общечеловеческое содержание педагогического назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся должно преобладать над общественными ценностями, которые различны для каждого сословия. Каптерев анализировал соотношение биологического и общественного, возрастного индивидуального в воспитании и образовании. Видное место в творчестве Каптерева занимают вопросы семейного и общественного дошкольного воспитания. Первые 3—4 года жизни ребенка составляют, по мнению ученого, самое важное время всего воспитательного процесса, именно в этот период закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания является изучение психических процессов в первые дни, недели, годы жизни ребенка. Каптерева была издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» — первое научно-популярное издание, адресованное родителям. Анализ психофизиологических фактов, известных науке того времени относительно жизни утробного и новорожденного ребенка, приводит Каптерева к заключению, что воспитание детей должно начинаться с момента их рождения. Но незнание и неумение родителей ведут к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное развитие ребенка, их заботы ограничиваются физической стороной воспитания. Возможность какого бы то ни было воспитания назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся предварительным знанием тех процессов, которые совершаются в ребенке. С именем педагога связаны подготовка и проведение первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию зимой 1912—1913 гг. Высоко оценивая семейное воспитание, Каптерев считал, что оно имеет самостоятельное значение, а не является «как бы определением школы: то подготовляет к школе, то помогает прохождению школьных уроков». Педагог последовательно содействовал выяснению основ семейного воспитания, его целей, назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся, характера, содержания и форм. Он считал, что родителей и воспитателей следует посвящать в вопросы психологии, педагогики и гигиены. Каптерев едва ли не впервые в отечественной дидактике поставил проблему философии образования. Он был убежден, что для ее разрешения; т. Философия же должна служить объединяющим и связующим началом всех отдельных школьных предметов. При этом в сферу формальных знаний он относил грамматику, языки, математику, считая, что живое идейное содержание вносится нравственным учением, словесностью, историей. Как историк педагогики Каптерев внес значительный вклад в науку, рассмотрев важнейший период в истории отечественной педагогики и школы — судьбу народного образования в России после отмены крепостного права, охарактеризовал общие периоды развития русской школы и педагогики за время существования Российского государства, проанализировал источники движения теории и практики школьного воспитания и всей системы народного образования, указал причины этого движения — борьбу традиционной инновационной педагогики. Он обогатил педагогическую науку такими категориями, как педагогическая психология, педагогический процесс, психологическая дидактика, дидактика семьи. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся из самых больших заслуг Каптерева заключалась в том, что он своими трудами обобщил самые перспективные психолого-педагогические назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся и факты школьного строительства, только что рожденные новыми педагогическими теориями в Германии, Франции, Англии, США и других странах мира. Без этого многостороннего синтеза было бы невозможно такое большое количество его трудов по разным разделам педагогической науки. Каптерева, умение плодотворно использовать ретроспективный анализ для углубленного понимания современных ему теоретических проблем ярко видны в его капитальных произведениях по истории русской педагогики. Из идей и фактов педагогического прошлого России он извлекал все, что помогало прогнозировать ближайшее будущее школы и педагогической мысли. Такая методология исследований позволяла не только глубже осмысливать происходящее в современной ему педагогике, но и выявлять господствующие тенденции в многоликом школьном деле. Однако главным методом его теоретических построений всегда оставался способ обобщений результатов самых разнообразных изысканий по психологии, физиологии, педагогике в России и за рубежом. Столь же серьезные обобщения встречаем мы и в его работах по семейному воспитанию. Каптерева - часть нашей педагогической культуры. Обращение к трудам ученого помогает лучше понять ее прошлое и настоящее. Каптерев активно выступал за углубленную подготовку воспитательниц детских садов и за организацию специально предназначенных для этой цели учебных заведений. Идея создания детских садов активно обсуждалась в российском обществе с 1870-х гг. Но несмотря на свою, казалось бы, совершено ясную необходимость эта идея встретила немало противников, утверждавших, что учреждение детских назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся якобы снимает с родителей обязанность воспитания детей в первые годы их жизни. Каптерев убеждал, что эта точка зрения несостоятельна, ибо ребенок проводит в детском саду лишь часть времени, а специально организованный в них порядок, товарищеское общение назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся сверстниками способствуют развитию разнообразных задатков. Ссылки же на имевшийся неудачный опыт несостоятельны, ибо нельзя судить о полезности идеи по ее неправильному воплощению в жизнь. Важным элементом воспитания и образования педагог считал внеучебную кружковую работу, позволяющую удовлетворять разнообразные запросы учащихся и способствовать развитию их интересов. Во второй половине XIX - начале XX в. Фребель назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. Начиная с 1820 г. Идеей этого труда было то, что каждый человек — творец. Назначение человека, по Фребелю, — это раскрытие творческих задатков. Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся детского сада». Педагогическая система Фребеля была противоречивой. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся основывалась на идеалистической философии, утверждавшей главенство духовного начала над материальным. Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного. Фребель сформулировал 3 закона воспитания: 1. Самораскрытие божественного начала в душе человека. Цель воспитания - выявление заложенного в ребенке божественного начала, присущего всем людям. Именно такое толкование Фребель дал и принципу природосообразности. Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества. Придавая огромное значение дошкольному воспитанию, он считал игру основным средством развития, показал ее большую роль в физическом и психическом становлении ребенка. Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся мячи различного цвета, развивая таким образом его назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием. Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр. С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Третий дар — куб, разделённый на восемь кубиков. Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях, с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя. Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр. Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению. Он значительно обогатил практику дошкольного воспитания, разработав разнообразные приемы работы с детьми в соответствии с их возрастом. Он предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся современных детских садах. Исходя из природных особенностей детей, Фребель считал, что для удовлетворения потребностей ребенка в деятельности и общении е другими детьми необходимо воспитывать его в обществе сверстников. Он дал глубокое педагогическое обоснование этой идеи и многое сделал для ее популяризации и широкого распространений. Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире. В этом названии дошкольного учреждения, а также и в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», ярко проявилась его любовь к детям, призыв к педагогам помогать ребенку зреть и развиваться, высокая оценка значения целенаправленного педагогического воздействия. Фребель детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию Идеи Фребеля получили широкое распространение, однако прогрессивные педагоги подвергали их критике за чрезмерную регламентацию деятельности детей, усложненность упражнений и занятий, мистическое истолкование природы ребенка. Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов. Фребель Фребель, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демократический подход к образовательной политике и пришел к убеждению, что он соответствует общественным потребностям в более высоком уровне образования населения, вызванным быстрым промышленным и научным развитием Германии. Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно- назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся образованию. С точки зрения Фребеля, цель всеобщего образованиясостоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Согласно Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеохватывающее образование в соответствии с его внутренней природой". Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей. Разработанный Фребелем учебный план включал все основные области общественной и культурной жизни того времени. Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Фребеля, назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся и дошкольное воспитание, - на деятельности детей под руководством педагога. Фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педагогическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности. Понимание Фребелем значения деятельности для формирования личности привело назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся к выводу: виды деятельности игра, учеба и труд имеют особое значение для воспитания. Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Монтессори 1870—1952итальянский врач-психиатр, педагог, лауреат Нобелевской премии мира, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою педагогическую систему, основанную на идеях свободного воспитания. Исходя из "спонтанного развития ребенка", Монтессори: - пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога: взрослые, навязывая детям собственные установки, тормозят их естественное развитие; - видела задачи воспитания в создании таких условий, которые соответствуют потребностям ребенка, помогут выявить его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению. Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся Монтессори, ее девиз — «помоги мне это сделать самому». Ее прогрессивные идеи: -впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения; -для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование; -определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид. Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори: -строго разграничивала работу игры и не использовала игру в процессе обучения; -детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей; -исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям; -считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой. Монтессори работают сегодня образовательные учреждения во многих странах мира, в назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся числе в России. Светлана Васильевна, задам Вам, вопрос. Монтесори, как и большинство педагогов-авторов альтернативных систем обучения и воспитания, созданных в начале 20века, была противницей чего? Ирина Валерьевна, попробую ответить на Ваш вопрос. Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Здесь применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом. Наиболее значимым упущением в методике считается недостаточное внимание к детскому творчеству. Монтессори-педагогика прекрасно развивает логику, аналитические способности, то есть те сферы деятельности, которые контролируются назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся полушарием мозга; развитию правого полушария, отвечающего за творческую деятельность и целостное восприятие мира, уделяется значитально меньше внимания. Исследования показали, что ролевые, спонтанные творческие игры способствуют эмоциональному интеллектуальному развитию ребенка, а в методике Монтессори они считаются практически бесполезными для развития. Поэтому противники методики ставят под сомнение пользу и эффективность занятий в Монтессори-группах творчески одаренных детей, чьи нестандартные способности не смогут получить должную поддержку и развитие, а занятия по формированию бытовых навыков и логического мышления может вызывать у них скуку и неприятие. Баженова Светлана Васильевна, Монтессори была противницей классно-урочной системы. В своей школе она отказалась от учительской кафедры и парт, вместо классов действовали разновозрастные группы. Предлагаю обсудить принципы обучения. Каждый принцип состоит из правил-положений, которые раскрывают содержание, фомы и методы учебного процесса. Первым эти принципы разработал Ян Амос Коменский. Назовите общепризнанные принципы обучения. Назовите основные дидактические принципы, предложенные Ответ на 2 вопрос. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Принцип прохождения материала быстрым темпом. Принцип осознания школьниками самого процесса учения. Принцип целенаправленной работы учителя над развитием сильных и слабых учеников, а точнее - учеников разных типов. Эти принципы образовательной системы Занкова согласуются с возрастными особенностями развития мозга ребенка, позволяют раскрыть индивидуальные и типологические возможности каждого и, что особенно важно, не дают потерять потенциальных генераторов идей - правополушарников. Кроме того, обучение по этой системе не эксплуатирует преимущественно левое полушарие, а значит, не вызывает однобокого, дефектного развития мозга. Природа закладывает лишь потенциальные возможности. От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит и наше общее будущее. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся обучения: обучение назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся быть научным и назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся мировоззренческую направленность; обучение должно характеризоваться проблемностью; обучение должно быть наглядным; обучение должно быть активным и сознательным; обучение должно быть доступным; обучение должно быть систематическим и последовательным; обучение должно быть прочным; в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся. В назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и практическая деятельность в процессе обучения. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся он усваивается. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов содержания материала, его структуры, методов преподавания и др. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение. Принцип соответствия обучения возрастным индивидуальным особенностям принцип личностного подхода в обучении требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам индивидуальному развитию обучаемых. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся. Занков академик, доктор педагогических наук, профессор, годы жизни 1901-1977гг. Начальное обучение в соответствии со взглядами Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков. Дидактические принципы системы Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся заданий, если это необходимо. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь — на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии. Принципы образовательной системы Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого. Предлагаю обсудить формы организации обучения. Формы обучения - это согласованная деятельность учителя и учащихся, осуществляемая в определенном порядке и режиме. Их классифицируют по различным критериям: по количеству учащихся, по месту учебы, по длительности времени и т. В чем, по-вашему, плюсы и минусы индивидуальной индивидуально-групповой форм обучения? Что Вам известно о Белл-ланкастерской и Батовской системах обучения? Индивидуальная работа: "+" - полностью позволяет приспосабливать обучение к личностным особенностям школьников; благоприятные условия для назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся способностей детей; учитывает темп и стиль работы каждого ученика. Индивидуально-групповая работа: "+" - группа слушает одного говорящего; обеспечивает учет диффиренцированных запросов; благоприятно влияет на результаты работы учеников; происходит активное сотрудничество; устанавливается нравственная основа общения, передают друг другу информацию, учат друг друга. Белл-ланкастерская система - система взаимного обучения 1798 - Ее цель: увеличение колличества обучаемых одним учителем. Белл и Ланкастер попытались использовать самих учеников в качестве преподавателей. Старшие ученики под руководством учителя изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволило при малом количестве учителей осуществить массовое обучение детей. Это попытка исправить крупные недостатки классно-урочной формы: ориентировать на среднего назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение, разделяя все занятия на 2 назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся. Позвольте дополнить о В А Сухомлинском. Советский педагог 1918-1970исследовал моральные проблемы молодежи. Им написано более 30 книг и 300 статей. Особенно широко известны его книги "Руководство учебно-воспитательной работой в школе", "Верьте в человека", "Павлышкая средняя школа" директором которой он был"Сердце отдаю детям". Сухомлинского отличаются большой любовью к детям, глубиной и актуальностью. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли. Он посвятил свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Результатом его педагогического творчества стали книги: "Воспитание коллективизма у учеников" 1956"Воспитание коммунистического отношения к труду" 1959"Духовный мир школьника" 1961"Сердце отдаю детям" 1969"Павлышская средняя школа" 1969"Рождение гражданина" 1971 и др. Сухомлинского: - детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся организаторская общность: "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса"; - традиции, фольклор, природа оказывают важное воспитательное воздействие на ребенка; - основное внимание должно уделяться воспитанию гражданственности; - успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка. Сухомлинского многое роднит с Макаренко, хотя они и жили в разное время и осуществляли свою педагогическую деятельность в разных условиях, с различным контингентом детей. Их роднит, прежде всего, самоотверженность и полная самоотдача в работе; творческий подход, выразившийся, в частности, и в том, что оба педагога оставили богатейшее научно-педагогическое литературное наследие, позволяющее новым поколениям педагогов учиться у своих великих предшественников. Они окончили один и тот же институт в Полтаве; вторая жена у каждого из них была инспектором отдела образования. Наконец, оба скончались в 52 года из-за болезни сердца. Сами фамилии Макаренко и Сухомлинский стали у нашего народа символами человечности, назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся, школы, назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся, воспитания, культуры. Это единственные в своем роде педагоги, которые наряду с Ушинским известны в нашей стране абсолютно всем, даже тем, кто не имеет никакого отношения к воспитанию детей. Познакомившись с историей жизни Василия Александровича, меня заинтересовало, что он 2 года жил и работал после тяжелого ранения в Удмуртии. В это время его первую жену с сыном на родине убили фашисты. Может скульптура или доска памятная, а может музей? Уважаемые коллеги, кто сможет узнать, поделитесь назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся. На сайте новостей Ижевска нашла информацию о Сухомлинском, пишет Галина Ивановна Репина, инициатор создания проекта КПРФ «Сохранение памяти советской эпохи»: Любовь к детям вновь актуальна Не могу не рассказать о Герое Социалистического труда Сухомлинском — великом педагоге, равном Макаренко. После ранения в Великой Отечественной войне он раненый попал в Уву, стал молодым директором школы. После освобождения родной Украины Сухомлинский вернулся домой, но как учитель назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся состоялся именно здесь, в Уве, в школе, в которой были дети, эвакуированные со всей страны, голодные, плохо одетые. Но внимание учителя на ребенка было заложено именно в этой школе: учителя относились к ученикам как к собственным детям. Музей Сухомлинского существовал здесь до 1992 года, потом был разрушен, экспонаты все утеряны. Когда мы готовились назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся юбилею, в школе нашлись энтузиасты - бывший и действующий директора школы, которые решили, что необходимо восстановить музей. На его восстановление собирали деньги всем миром, обращались к депутатам… Сегодня музей, школа, в частности, стал центром ретропедагогики. Каждый год здесь проходят Сухомлиновские чтения, куда съезжаются педагоги и ученые Удмуртии. Суть их выступлений: на сегодня все западные педагогические методики, которые развивают в нашем ребенке лидерские, единоличные качества, они, по словам ученых, не приживаются у нас. Идеи Сухомлинского вновь востребованы. Творчество создателя научной педагогики Яна Амоса Коменского 1592-1670 пронизано духом гуманизма. Коменского была нацелена на разрешение острых противоречий, сложившихся в то время в образовательно-воспитательной практике, безнадежно отставшей от реалий Нового времени и не соответствовавшей новым социокультурным условиям Западной Европы. Коменского впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся языке, значимости естественнонаучных знаний. Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Теорию всеобщего универсального образования Коменский изложил в главной книге своей жизни - «Великая дидактика» 1633-38. Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник «Открытая дверь языков и всех наук» 1631. Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тысяч латинских назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» была первым в истории учебником, в котором иллюстрации стали обучающим средством. Знакомясь с этим учебником, ребенок получал знания о предметах и явлениях окружающего мира. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодежи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени. Воспитание рассматривалось Коменским как важнейшее средство подготовки человека к деятельной, практической жизни, к познанию реальной жизни. Этот вопрос у него связан с идеей пансофии, которую Коменский определял как всеобщую мудрость, заключающую в себе знание всех вещей, существующих в мире. Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошкольного воспитания до высшего образования. Он разработал классно-урочную систему обучения, включавшую четыре ступени: — материнская школа воспитание в семье под руководством матери до 6 назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся ; — школа родного языка для детей от 6 до 12 лет изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами ; —для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию ; —академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Основной формой обучения в школе, согласно Коменскому, должен стать урок. Учащиеся при классно-урочной системе группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Уроки проводятся по твердому расписанию. Каждый урок имеет свою цель и строго определенную тему. Коменским, сводятся к следующему: 1. Обоснование принципа природосообразности, в соответствии с которым воспитывать и обучать детей необходимо в соответствии с законами природы. Создание классно-урочной системы обучения, сыгравшей значительную роль в истории просвещения всего мира. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения. Составление первых учебников для школ, назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для учителей. Систематизация знаний о воспитании детей дошкольного возраста и создание учения о материнской школе. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся «Материнская школа» — первое в истории педагогики исследование целей, задач, содержания и методов дошкольного воспитания. Шалва Александрович Амонашвили род. Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения. Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году закончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 70-80-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с Давыдовым, который оказывает назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики, и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения. Педагогические идеи Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной повелительной, приказной педагогики. Основные установки Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку. Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка. Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность искренность, преданность. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции» Основные методические подходы Технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом. Предлагаю ответить на следующие вопросы: - С какими педагогическими и литературными трудами С Макаренко вы знакомы - Каковы его заслуги в области педагогики? Макаренко - выдающийся советский педагог и писатель. Он выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания. Он изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Одним из главных принципов воспитания Макаренко считал гуманизм. С гуманизмом у него тесно назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, "проектировать" в человеке развитие самого лучшего. Макаренко считал, что невозможно рассматривать человека в отрыве от общества, поэтому основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе. Свои воззрения выдающийся советский педагог изложил в многочисленных педагогических трудах, например: "О воспитании", "Марш 30-х годов" и др. В "Педагогической поэме" Макаренко занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, борьбу человека с собой, борьбу коллектива за свою ценность. В книге "Флаги на башнях" автор стремился изобразить счастливый детский коллектив в счастливом обществе. Макаренко был одним из первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания. Наиболее полное воплощение они нашли в его произведении "Книга для родителей: лекции о воспитании детей". С Макаренко: «Педагогическая поэма», «ФЭД», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Лекции о коммунистическом воспитании», «Честь», многочисленные статьи. Самое известное его произведение — «Педагогическая поэма» — переведено практически на все языки мира и, по данным ЮНЕСКО, занимает почетное шестое место по тиражам среди всех книг. Собранные вместе его педагогические сочинения составляют 8 томов изданы в СССР в 1983—1986 гг. Макаренко На первом месте — проблема воспитания и развития личности. Макаренко назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся жизнь — главный воспитатель ребенка, и задача воспитателя состоит, прежде всего, в организации этой жизни, в насыщении ее всем богатством человеческой культуры и подлинно гуманных отношений людей. В этом Макаренко видит стратегию организации воспитательного процесса. Педагогика, утверждал Антон Семенович, наука целесообразная. Педагог должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника на выходе. Он должен проектировать личность. При этом должны быть две воспитательные программы. Одна общая, рассчитанная на всех детей. Все они, к примеру, должны быть трудолюбивыми, честными, образованными людьми. Но кроме этого нужна еще и назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся, рассчитанная на конкретного ребенка, предусматривающая полное раскрытие его личных способностей интересов. Следующая концепция замечательного педагога — воспитательный коллектив. Он утверждал, что сплоченный коллектив детей и педагогов воспитательный коллектив по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. Макаренко первым поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике. Педагог не раз подчеркивал, что воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот его вывод вытекает из верного понимания воспитания и развития личности, из концепции воспитательного коллектива. Антон Семенович ввел в педагогику целый назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся принципиально новых терминов. Среди них — "педагогическая техника", "мастерство", "проектировка или программа личности", "воспитательный коллектив", "тон и стиль жизни коллектива", "педагогический коллектив", "длительность педагогического коллектива" "педагогический центр", "ближняя, средняя и дальняя перспективы" и ряд других. Часть этих понятий уже прочно вошли в педагогику, остаются актуальными до наших дней. Основатель научной педагогики в России. Он выдвинул идею народности воспитания, которая заключалась в изучении родного языка, литературы, традиции народа. Главной особенностью считал любовь к Родине, постоянную готовность её защищать и гуманизм. Считал, что на этих началах и должно строится воспитание. Говорил, что обучение детей должно осуществлятся на их языке. Разработал дидактические основы обучения общие основы обучения. В процессе обучения требовал учитывать возрастные и психологические особенности детей. Он говорил, что обучение должно быть посильным и должно строиться на основе самостоятельности детей. Признаком хорошо поставленного обучения считал прочность знаний учащихся. Особенно он защищал наглядное обучение. Говорил, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Ушинский сторонник классно-урочной системы обучения. Определил признаки хорошего урока: - умение выделять главную мысль на уроке; - обеспечивать связь новых знаний с ранее изученными; - обеспечивать активность учащихся на уроке; - в ходе урока учащиеся должны овладевать знаниями осмысленно и прочно, а это возможно при сообщении темы урока и постановки цели, т. Рекомендовал звуковой метод обучения грамоте. Большую роль в обучении отводил учебнику. Хороший учебник он называл фундаментом хорошего преподавания. Говорил, что в учебнике нужно помещать доступный детям материал из назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся природы и общества. Описание предметов и явлений должно быть верным, полным и понятным. Разработал требования к учебникам в соответствии с которыми создал учебные книги "Детский мир" и "Родное слово". В них богато представлен природоведческий материал. Материалы из истории, географии и литературы. Помещено много народных поговорок, песен, пословиц и загадок. Также были помещены рассказы, написанные самим Ушинским. Книги были хорошо проиллюстрированы, красочно. Главное место в обучении детей отводил учителю. Чтобы стать хорошим учителем, по мнению Ушинского, он должен обладать определённым кругом общих и педагогических знаний, иметь твёрдые педагогические убеждения, любить детей, внимательно относиться к их интересам, нуждам и потребностям. Им был разработан проект учительской семинарии. В учебный план рекомендовал включать изучение таких предметов, как психология, педагогика, методики первоначального обучения и педагогическую практику. Указывал на то, что учитель должен постоянно работать над совершенствованием своего мастерства. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся в коллективе и через коллектив рассматривал как главный путь формирования личности. Главный принцип его воспитания - гуманизм. Он говорил, что деятельность воспитанника должна быть проникнута разумной любовью и уважением к детям. Мног внимания удилял вопросам трудового воспитания. На практике осуществил идею связи обучения с производственным трудом. Разработал методику организации детского труда, т. Придавал большое внимание семейному воспитанию. Написал книгу "Для родителей", в которой раскрывает условия успешного семейного воспитания. Макаренко разработал теорию детского коллектива. Коллектив - это объединение школьников, имеющих общие социально-значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. Детский коллектив, считал педагог, в своем развитии проходит три стадии: 1 стадия - еще нет коллектива, просто группа, объединенная формально. Группа еще не следует требованиям педагога. Члены группы разрознены, педагог один. Воспитатель напрямую предъявляет требования воспитаннику или выходит с ними на членов актива принцип параллельного действия. Требования педагога становятся требованиями друг к другу и самому себе. Один из ярких российских педагогов, Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы — центра воспитания в социальной среде — преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребенка к культурным назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели. Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. В основу своей педагогической деятельности Шацкий положил главный принцип советской педагогики 20-х гг. Он понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знанием более осмысленным. В работе с детьми он предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании Семёнов Дмитрий Дмитриевич - русский педагог. Разработал методики преподавания географии и русского языка. Является автором первых наглядных пособий для гимназий и ряда работ по истории образования, статей педагогического, биографического, критического исторического содержания в разных периодических изданиях. Чехов Николай Владимирович - советский педагог. После окончания в 1888 г. Чехов, назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся в школах Тульской, Московской, Твери, С 1890 по 1897 г. Он организовал группу лиц из представителей интеллигенции, которые вели просветительную работу. Им удалось снабдить все земские школы уезда небольшими библиотеками; организовать одну из первых в России бесплатных библиотек-читален; получить в Богородицке «одну из больших образцовых библиотек-читален, организованных тогда Петербургским Комитетом Грамотности в количестве 110 на всю Россию». Большой общественный резонанс имело публичное выступление Чехова с докладом «О материальном обеспечении учащих Тульской губернии» 18 апреля 1897 г. Анализируя его содержание,полиция высказывала серьёзные опасения по поводу проявления «беспорядков». Позднее Чехов зарекомендовал себя как деятель земской школы российского масштаба, став организатором ряда учительских обществ, курсов и Съездов. Чехов находился на ответственной работе в Наркомпросе РСФСР, преподавал педагогику и методику русского языка на педагогическом факультете 2-го МГУ, Высших научно-педагогических курсах; проводил исследования в Институте детского чтения, Институте научной педагогики. Чехов — профессор, с 1940 г. Чехов был награждён орденом Ленина. Основные труды Чехова посвящены истории русской школы, организации детского чтения, методике преподавания русского языка. Жан-Жак Руссо - французский педагог. Предлагал теорию естественного воспитания, согласно которому при воспитании детей должно учитываться их природные и возрастные особенности. Рекомендовал создавать условия для развития в ребёнке задатков и способностей. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег - немецкий педагог. Он изложил теорию развивающего обучения. Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек — мое имя, немец — мое прозвище», — говорил Дистервег. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Дистервег возбуждал в учительстве стремление вести воспитанников к прогрессивным идеалам. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены». Дополню о Шацком Шацкий увлёкся педагогикой, будучи студентом Московского университета. Толстой и его Яснопольская школа были особенно ему близки. «Не могу, конечно, не отметить того совершенно необычайного впечатления, которое произвела на назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся Яснопольская школа в изображении Толстого» «Мой педагогический путь». Многие идей великого писателя-педагога Шацкий воплотил в практику обучения и воспитания, эти идеи стали основой его педагогики. В 1905 назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся Шацкий Зеленко организуют культурно — просветительское общество «Сетлмент», открывают летнюю детскую колонию возле Москвы, где занимаются с безнадзорными детьми бедноты. Главная задача — вернуть детям детство, приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению. Круг педагогов — энтузиастов расширяется, и они организуют первый в России детский клуб для детей подростков. Кроме занятий по интересам, дети и подростки посещали театр, картинные галереи, музеи, совершали прогулки на природу. Количество детей, занимавшихся в клубе, росло: в 1906 г. За время работы в обществе Шацкий и его коллеги выработали новые теоретические и практические подходы к воспитанию и обучению, определили свою оригинальную систему воспитания детей, получившую блестящее практическое воплощение. На формирование научно -педагогических и методических идей Семенова сильное влияние оказало сотрудничество с К Д Ушинским в 1860-х гг. Семенов критиковал официальную школьную политику, способствовавшую, по его мнению, распространению идей гербартианства, утверждению формализма в педагогической практике. Выступал в поддержку развития национальной школы, за первоначальное обучение на родном языке, по мере овладения которым предусматривал изучение родной литературы истории русского языка. В предложенной им концепции начального образования, центральное место занимало наглядное обучение, необходимость которого Семенов обосновывал конкретным характером детского мышления. Предусматривал постепенное соединение наглядного обучения с объяснительным чтением. Создал серию картин для младших школьников «Времена года», тематика которых соответствовала содержанию ряда разделов учебника Ушинского «Родное слово». Разработал метод пособия для учителей «Комментарии к наглядному обучению по картинкам», «Примерные уроки объяснительного чтения» Автор ряда учебных книг по географии, получивших высокую оценку Ушинского На материале этих книг проводил «отчизноведческий» краеведческий. Школьное обучение Семенов рассматривал как основное средство нравствственного воспитания. Учитель, по убеждению Семенова, должен как можно раньше «посеять в ребенке семена любви к родной земле», воспитывать его в духе гуманизма, трудолюбия и религиозности. Считал особенно важным назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся воздействие на сознание с «сильным впечатлением и горячим сердечным чувством». Большое значение в воспитании придавал приобщению к ручному труду, который относил к неотъемлемой части «умственной жизни» ребенка. В 80—90-х гг С активно сотрудничал во многих педагогических журналах, редактировал журнал «Детское чтение» 1888—91. Автор трудов по истории просвещения и педагогики в России и Европе о жизни и деятельности Я А Коменского, H И Пирогова, Ушинского и его учеников и последователей. С 1885 публиковались его очерки по истории начального образования в России, на Кавказе Исследовал историю русской книги для первоначального обучения. Дополню об Адольфе Дистервег. Дистервег выделил 4 группы дидактических правила: К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования-ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии психофизическим развитием ребёнка, его индивидуальными особенностями. Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи между школьными предметами. Третья группа правил связана с внешними условиями обучения-его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающих их социокультурной средой. Четвёртая группа дидактических правил, обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания. Решение главных задач школы, таких как: воспитание гуманных людей, воспитание сознательных граждан, развитие детской самодеятельности в процессе обучения и вооружение учащихся знаниями Дистервег рассматривал лишь при руководящей роли учителя. Дистервег утверждал, что "в конечном счёте, успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом. Создал Первую опытную станцию 1919уникальное учреждение, куда входили ясли и детсады, 14 начальных школ, средние, школа-колония "Бодрая жизнь", клуб-читальня. Деятельность станции высоко оценили в мире, её посетил и восторженно отзывался о ней Д Дьюи. Представитель концепции свободного воспитания. Сторонники свободного воспитания рассматривали ребёнка как биосоциальное существо, сформулировали основные положения организации воспитательно-образовательного процесса. Сформулировал принцип самоценности детства, этот принцип исходил из назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся роли детства в жизни человека. Жан Жак Руссо 1712-1778 принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Вел непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в пелагогике. Он создал теорию естественного воспитания - воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся его естественному и свободному развитию. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся и природой. Гербарт Иоганн Фридрих Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими. Цели и задачи воспитания Гербарт выводит из философии и этики. Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желания. Дело воспитания — сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле. Задачи воспитания определяются так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений выработка идеи и мотивов поведения. Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь — от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Гербарт назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся основы теории воспитывающего образования, подразумевая под таким образованием выработку характера, что и является делом школы. Образование, ограниченное сообщением сведений, не влияет на существующую совокупность представлений; лишь видоизменяя имеющиеся в детской душе представления, заставляя их образовывать новое единство, можно влиять на поведение ученика. Непосредственное назначение образования — снабдить ум представлениями, установить между ними соотношения, связать их; с доброжелательством или симпатией — все это приведет к нравственным поступкам. Влияние Гербарта на развитие западной педагогики было заметно, у него оказались последователи, составившие целое направление — «гербартианство». Нашли поддержку его идеи о педагогике как научной дисциплине, о развитии многостороннего интереса, о воспитывающем обучении, о необходимости специальной подготовки педагогов. Коменский Ян Амос Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. Цель воспитания, по Коменскому, - подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - Богу. Таким образом, Коменский выделял 3 составные части воспитания - научное назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся, нравственное воспитание и религиозное воспитание. Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. Песталоцци Иоганн Генрих Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека. Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически развитого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся и потребность говорить. Макаренко Антон Семёнович Макаренко разработал стройную педагогическую систему, базирующуюся на идее воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива, педагогов и воспитанников, Система воспитания Макаренко отвечала задачам назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся нового советского общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья — первичный коллектив, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношение между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Сухомлинский Василий Александрович Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Он строил процесс обучения как радостный труд; большое назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся он уделял формированию мировоззрения назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм». В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе 1975. Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский, как крупнейший представитель назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся основы и создав цельную педагогическую систему. Он как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе. Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли. Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся программу подготовки народного учителя. Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения. Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др. Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци 1746-1827 во многом определили демократические идеи французских просветителей. Песталоцци назовите способы воспитания советского человека практиковавшиеся саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. На мировоззрение этого педагога оказала влияние и немецкая идеалистическая философия 17-18 веков. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно влиянию матери. Им была создана "теория элементарного образования", согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элеменарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью. Педагогическая деятельность Песталоцци способствовала развитию народных школ.

Официальный сайт электронной библиотеки
ds207.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека